Полезные ссылки
Безопасность жизнедеятельности
Действия при пожаре
При обнаружении очага возгорания любым возможным способом необходимо постараться загасить пламя в «зародыше» с обязательным соблюдением мер лич-ной безопасности.
Несанкционированное возгорание, начало горения может быть ликвидировано собственными силами с использованием первичных средств пожаротушения (огнетушителей, песка, пожарного водопровода). Однако руководителям образовательного учреждения необходимо понимать, что если горение усилилось и переросло в пожар, то привлекать к тушению пожара даже обученных сотрудников небезопасно, а учащихся – недопустимо.
Но не только в техническом отношении все должно быть исправно. Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в последующей жизни человека. Поэтому взрослое население должно привить детям навыки осознанного безопасного поведения при пожаре, правильных действий в случае возникновения пожара, не только в теории, но и на практике, например, учебные тревоги и отработки действий при эвакуации образовательном учреждении. Привив эти навыки учащимся и сотрудникам образовательного учреждения, есть вероятность избежать паники, и как следствие жертв настоящего пожара.
Последовательность действий при пожаре:
1. Тревога.
Любой человек – учащийся или работник образовательного учреждения – при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о пожарной тревоге голосом, стуком или серией звонков в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания.
2. Вызов пожарной охраны.
О любом возникновении дыма, огня, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону «01» или мобильному телефону «112». Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).
3. Эвакуация.
Услышав сигнал тревоги:
- управляющий учебным заведением или лицо, его замещающее, услышав тревогу, должен дать команду на отключение электропитания образовательного учреждения и немедленно проследовать к входу.
- сотрудники образовательного учреждения обязаны открыть все эвакуационные выходы, эвакуировать с горящего этажа и с верхних этажей всех людей, находящихся в учреждении. Нельзя использовать для эвакуации лифты, подъемники и т.п. Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора. Перед этим отключить все приборы.
- учащиеся в сопровождении педагога покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Группы учащихся идут ровным, размеренным шагом, держатся вместе, организованно спускаются по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы учащиеся не обгоняли друг друга. Все, кто не присутствовал в кабинете во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т. п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своей группе.
- педагог должен закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Он должен следовать позади учащихся со списком присутствующих на занятии.
4. Сбор.
Место сбора – во зле спорткомплекса "Аргунь". Придя на место сбора, каждая отдельная группа должна занять свое заранее определенное место, находиться там и не расходиться.
5. Перекличка.
По прибытии на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по спискам. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски. При этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться. Управляющий учебным заведением на месте сбора принимает рапорт от всех преподавателей о присутствии всех своих учащихся в полном составе, и по прибытию пожарной охраны он немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.
Действия при террористических угрозах
Если вам поступила угроза по телефону
Не оставляйте без внимания ни одного подобного звонка! Незамедлительно передайте полученную информацию в правоохранительные органы, продублируйте ее в несколько ведомств — например, по телефонам 02 (УМВД) и 233-000 (дежурный по УФСБ).
В разговоре со звонящим постарайтесь получить ответы на вопросы:
- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек;
- какие конкретные требования он выдвигает и от чьего лица (лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц);
- как и когда с ним можно связаться;
- кому вы должны или можете сообщить об этом звонке.
Если вы находитесь в учреждении на рабочем месте или дома, постарайтесь убедить звонящего, что вам нужно гораздо больше времени для передачи его требований тому, кому он требует их сообщить. Еще в процессе разговора попробуйте сообщить о звонке в милицию, вашему руководству (жестами, запиской сослуживцам — если вы на работе, родственникам или соседям — если вы дома). Если этого не удалось сделать, то немедленно сообщите о звонке по окончании разговора. Не распространяйте сведения о факте разговора и его содержании иным лицам, кроме сотрудников правоохранительных органов и своего руководителя.
В ходе разговора постарайтесь запомнить и в разговоре с дежурными правоохранительных органов сообщить:
- в какое время вам позвонили (желательно указать точное время начала телефонного разговора) и продолжительность разговора. Если у вас установлен автоматический определитель номера — определившийся номер;
- какой был звонок — городской или междугородный;
- пол звонившего (мужской, женский), его ориентировочный возраст (молодой, средний, пожилой), отмеченные вами особенности его речи (голос: громкий или тихий, высокий или низкий; темп речи: быстрая или медленная; произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом; манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
- сопровождался ли разговор особенным звуковым фоном (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-, радиоаппаратуры, голоса и т.п.).
Если в вашем телефонном аппарате использовалась возможность записи разговора или вы воспользовались диктофоном, примите меры для ее сохранения и передачи сотрудникам правоохранительных органов.
Если вы обнаружили подозрительный предмет
При нахождении в общественных местах (улицах, площадях, скверах, вокзалах), совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, пакеты, свертки или другие бесхозные предметы, в которых могут находиться взрывные устройства. Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь — опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, кому она принадлежит или кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о найденном предмете: в первую очередь и в обязательном порядке сотрудникам спецслужб (МВД, ФСБ, МЧС), водителю (если предмет обнаружен в машине, автобусе, других видах транспорта), руководителю учреждения (если предмет обнаружен в учреждении).
В дальнейшем:
- зафиксируйте время обнаружения сомнительной находки, постарайтесь принять меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от нее;
- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте обнаруженный предмет, не позволяйте сделать это другим;
- отойдите дальше, посоветуйте это сделать другим людям (при этом важно не создавать панику);
- обязательно дождитесь прибытия сотрудников милиции (МЧС, ФСБ).
Помните, что в качестве камуфляжа для взрывных устройств могут использоваться обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
Родители! Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для жизни!
Взрывные устройства типа «бомба в письме» обычно имеют толщину 5–10 мм. Письмо имеет сходство (по вложению) с носовым платком или с карманным календарем, при этом оно заметно тяжелее, чем названные предметы. При получении письма, схожего с описанными предметами, необходимо вызвать специалистов и передать им письмо для проверки не вскрывая.
Если вы в общественном транспорте
Общественный транспорт в последнее время становится частой мишенью для террористов. Пользуясь услугами городского общественного транспорта, пассажирам необходимо уделять постоянное внимание мерам личной безопасности, которые во многом схожи с теми мерами, которые надо применять, находясь в самолете и поезде.
Находясь в салонах автобусов, троллейбусов, трамваев, придерживайтесь следующих правил:
- внимательно осмотрите салон, чтобы убедиться в отсутствии подозрительных предметов и личностей, а также запомните, где находятся экстренные выходы, огнетушитель;
- при наличии свободных мест лучше сидеть — это уменьшит вероятность получения травмы в случае резкой остановки транспортного средства;
- не вступайте в дискуссии на политические и религиозные темы, чтобы не стать оправданной мишенью для террористов.
В случае захвата террористами автобуса, трамвая или троллейбуса эксперты советуют выбрать тактику пассивного сопротивления — не рисковать.
При захвате необходимо:
- не оказывать сопротивления, даже если вы уверены в успехе. В салоне может находиться сообщник, который может привести в действие взрывное устройство;
- выполнять все указания террористов, определив для себя, кто из них наиболее опасен, отдать все вещи, которые они требуют;
- не смотреть террористам в глаза, не повышать голоса, не делать резких движений, как можно меньше привлекать к себе внимание и не реагировать на вызывающее поведение. Прежде чем передвинуться или раскрыть сумку, спросить разрешения;
- осмотреться в поисках наиболее укромного места, где можно укрыться в случае стрельбы;
- если с вами ребенок, постараться все время быть с ним рядом, устроить его как можно более удобно и безопасно.
Главное, помните: нельзя впадать в панику. Думайте о спасении. Не теряйте веры в счастливый исход. Старайтесь занять себя — читать, например, или, если вам разрешают, разговаривать с соседями. Будьте спокойны, приготовьтесь к ожиданию. С террористами ведутся переговоры, и вас освободят!
Если вы оказались в заложниках
Возьмите себя в руки, успокойтесь и не паникуйте, будьте уверены, что спецслужбы уже предпринимают профессиональные меры для вашего освобождения.
По возможности расположитесь подальше от окон, дверей и самих преступников, то есть в местах наибольшей безопасности.
Запомните как можно больше информации о преступниках: их количество, степень вооруженности. Составьте максимально полный зрительный портрет преступников, обратив особое внимание на характерные приметы внешности, телосложения, акцента и тематики разговоров, темперамента, манер поведения и др.
Не допускайте действий, провоцирующих преступников к применению оружия или насилия. Изучите ситуацию, при этом старайтесь не предпринимать самостоятельных попыток к освобождению. Не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе, выполняйте все их требования, не рискуйте жизнью своей и окружающих, не паникуйте. При ранении или травме не двигайтесь — это предотвратит дополнительную потерю крови.
Во время освобождения ложитесь на пол лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь. Не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них — вас могут принять за преступников.
Если вы оказались в захваченном преступниками автобусе или другом виде транспорта, также старайтесь не привлекать к себе внимание. Осмотрите салон, отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы. Снимите ювелирные украшения, не смотрите в глаза террористам, не передвигайтесь по салону, не открывайте сумки без разрешения. Не реагируйте на их провокационное поведение.
Если сотрудники спецслужб предпримут попытку освобождения — ложитесь на пол между креслами и оставайтесь там до окончания спецоперации. Не паникуйте. После освобождения без паники покиньте транспортное средство , поскольку не исключена возможность его предварительного минирования.
Ради здоровья и жизни своей, родных и близких вам людей запомните эту информацию и по возможности старайтесь следовать предложенным рекомендациям.